7. Четвёртое мая. Шираз

7.1. Оставаться или нет?

Утром мы встали, умылись и пошли на завтрак. Перед выходом из номера мы ненадолго задержались, чтобы выйти на балкон: наш номер был не на самом нижнем этаже, и с балкона мы могли видеть ближайшие кварталы Шираза (рис. 7.1). Уровень гостиницы, как оказалось, «обязывает», и шведский стол здесь оказался куда более разнообразный, чем во всех остальных гостиницах, где мы останавливались. Предусматривались даже горячие блюда; я по неопытности взял острую похлёбку, доесть которую так и не смог. Во внутреннем дворике гостиницы я обратил внимание на огромный вольер, населённый многочисленными птичками разных видов (рис. 7.2). Впрочем, это были цветочки: сразу за воротами гостиницы мы встретились с самым настоящим петухом, который важно расхашивал по улице (рис. 7.3).

Выйдя из гостиницы, мы первым делом решили поменять валюту. Это оказалось очень простым делом: в Ширазе на главной улице полным-полно меняльных контор. Обмен валюты в таких конторах происходит намного быстрее, чем в банках при практически том же курсе. Расправившись с этим важным делом, мы отправились на прогулку по достопримечательностям Шираза. Первой в нашем списка значилась крепость Керим-хана (рис. 7.4), которая находилась совсем недалеко от гостиницы — у площади Шохада. Мы её осмотрели довольно быстро: обычное для иранской архитектуры решение с огромным внутренним двором, в котором разбит цитрусовый сад (рис. 7.5), и жилыми помещениями по периметру (рис. 7.6). Внутри (рис. 7.7) размещается небольшая выставка фотографий (рис. 7.8) и композиции из восковых фигур (рис. 7.9). Почти одновременно с нами в крепость зашла группа российских туристов: женская часть группы произвела на нас неизгладимое впечатление попыткой соответствовать иранским нормам на ношение одежды и вместе с тем обеспечить себе прохладу в жаркий день (рис. 7.10).

Выйдя из крепости и сфотографировав ряд примечательных вещей с внешней её стороны: падающую угловую башню (рис. 7.11), любопытную мозаику над входными воротами (рис. 7.12) и куст с необычными красными цветами (рис. 7.13), мы решили немного побродить по центральному Ширазу, а заодно и решить, будем ли мы оставаться в Ширазе на вторую ночь. И вот тут начались проблемы. Точно так же, как в прошлый раз в Йезде, мы поначалу слепо верили карте, опубликованной в путеводителе. Это кончилось очень печально: очень быстро мы потеряли ориентацию на местности и начали в буквальном смысле слова блуждать. Господа путешественники, не верьте этим картам никогда! После пары часов блужданий (рис. 7.14) мы не нашли ничего, на что указывал путеводитель. Основными достопримечательностями поэтому оказались повстречавшиеся нам на улице любопытный жилой дом, верхние этажи которого уже разваливались, а на нижних шла бойкая торговля (рис. 7.15); белка в клетке (рис. 7.16) на цепочке; мать с дочкой лет пяти, обе «при полном хиджабе» (рис. 7.17); и, наконец, всё те же свадебные платья для детей (рис. 7.18). Кроме того, были просто поражены тому, как сильно в Ширазе развит синдром китайской девочки. В конце концов мы плюнули на всё и на такси вернулись в гостиницу, решив на вторую ночь в этом городе не оставаться. В гостинице мы быстро взяли вещи и выселились. Однако оказалось, наши блуждания только начинаются.

7.2. Послеполуденные путешествия

Сначала мы достаточно быстро дошли до бывшего хаммама Вакиль. Там размещался небольшой музей ковров, который на нас не произвёл особого впечатления (рис. 7.19). Затем мы набрели на медресе Хана. Как и предупреждал путеводитель, дверь в медресе была закрыта. Потоптавшись у входа с полминуты, мы уже было решили уходить, и тут нас окликнул молодой человек приятной наружности. Представившись студентом медресе, он предложил свои услуги гида по медресе. Ничего не подозревая, мы попались на наживку и последовали за ним. Безусловно, внутри медресе очень красиво (рис. 7.21) и достаточно интересно, особенно если смотреть с верхних этажей (рис. 7.21) или с крыши (рис. 7.22). Но когда наш «гид» начал весьма настойчиво интересоваться, а не хотим ли мы посетить одну из исламских святынь в Ширазе за какие-то двадцать долларов, мы поняли, что нас начинают разводить на деньги. Вежливо отказавшись, мы пояснили, что в Мешхеде уже побывали в мавзолее имама Резы, причём в самом святом месте. После этих слов у «гида» явно уменьшился энтузиазм и он повёл нас обратно к выходу из медресе, где заявил, что ему лично ничего не нужно, но дедушке-привратнику (которого на месте сначала и не было) нужно заплатить аж 40 тысяч риалов. Не желая вступать в споры, мы решили расстаться с этими деньгами, хотя, возможно, нужно было немного проучить нахального юношу.

После медресе мы направились на юг и достаточно быстро пришли к мавзолею Шах-Чераг. Сдав вещи и фотоаппараты в камеру хранения при входе, мы зашли внутрь (рис. 7.23) и некоторое время побродили внутри. Как всегда, внутри — обилие внутренних двориков, ковры, многочисленные места отправления культа. Побродив по территории мавзолея и, к своему стыду, мало что не поняв, мы вышли оттуда и решили обойти мавзолей стороной. По пути нас порадовало кондиционирующее оборудование на крыше дома с занимательным названием «Ебара» (рис. 7.24). В расположенную рядом Старую мечеть (по-персидски مسجد جامع عتیق, Masjed-e Jâmeh-ye atiq) мы попали, по сути, случайно, однако она показалась нам в чём-то даже более интересной, чем колоссальных размеров мавзолей, несмотря на то, что сейчас в мечети ведутся активные строительные работы (рис. 7.25). После мечети мы долго шли по улицам, поражаясь особенностям местной индивидуальной жилой застройки (рис. 7.26) и пытаясь найти мечеть Насир-аль-Мульк (по-персидски مسجد نصیر الملك, Masjed-e Nasir ol Molk), однако набрели лишь на какой-то новодельный мемориальный комплекс. Увы!

7.3. Вечерний Шираз

В общем, мы решили, что с мечетями нужно на сегодня заканчивать и взяли такси до автовокзала. Там мы купили билет на вечерний автобус до Исфахана и на другом такси поехали к саду Эрам. Вход в сад платный, а стоимость, в лучших российских традициях, для иностранцев намного выше, чем для местных. Мне почти что удалось взять билеты по «нормальной» цене, подделавшись под перса и произнеся слово do (два), однако кассир вовремя спохватился и стал тыкать пальцем в арабские цифры с ценой на табличке: платите, мол, 40 тысяч риалов. Я в ответ стал показывать кассиру на надпись персо-арабскими цифрами, где значилась намного меньшая сумма в 7 тысяч риалов, однако безуспешно. В итоге я вышел из очереди и заявил Александру, что мы в этот грабительский садик не пойдём. Александр насилу меня успокоил и купил билеты самостоятельно.

В Эраме, безусловно, очень красиво (рис. 7.27); особенный интерес, на мой взгляд, представляют территория около павильона (рис. 7.28) и пруд в «китайском» стиле (рис. 7.29), в котором плавают крупных размеров карасики (золотые рыбки). В порыве исследовательского энтузиазма мы дошли даже до опытной станции на территории сада (рис. 7.30). Впрочем наше посещение оказалось несколько омрачено тем фактом, что у нас пытались «увести» фотоаппарат тем же приёмом, что в Йезде: предложением сфотографировать нас нашим же оборудованием. Выйдя из сада, я не преминул отметить, что спорная табличка с разными ценами для европейцев и местных исчезла.

Взяв такси, мы отправились к мемориалу Хафиза. Как памятник архитектуры мемориал неинтересен, являясь новоделом шахской эпохи, однако мы с любопытством наблюдали, как вечером к мавзолею подтягиваются местные жители, поодиночке, парами и целыми семьями (рис. 7.31). Путеводитель утверждал, что по вечерам здесь читают стихи, однако у нас не было времени в этом удостовериться.

Расположенный неподалёку мемориал Саади, более монументальный в архитектурном смысле (рис. 7.32), показался нам менее популярным как место вечернего отдыха. Уже темнело. Купив в расположенной неподалёку забегаловке (рис. 7.33) по чашечке мороженого, мы отошли метров на сто по дороге, которой приехали... и наткнулись на рукотворный водопад (рис. 7.34). Как оказалось, здесь, у мемориала Саади, сооружён целый рекреационный комплекс в виде системы благоустроенных дорожек, поднимающихся высоко в горы (рис. 7.35). Несмотря на протесты Александра, который не очень-то любит лазить по горам, я смело взял курс вверх и через какие-нибудь десять минут находился почти на самой вершине (рис. 7.36), откуда открывался чудесный вид (рис. 7.37). Уже спускаясь обратно, мы увидели, как именно формируется водопад (рис. 7.38). Как ни странно, не исторические памятники города, а изумительная картина ночного Шираза с вершины горы у мавзолея Саади оказалась для меня самым ярким впечатлением за весь день.

В гостиницу, где у нас остались вещи, мы доехали на такси. Поужинали мы в ресторане при гостинице: я сделал вторую за день попытку съесть иранскую похлёбку, которая оказалась столь же неудачной, как и первая. Поужинали мы примерно на двести тысяч риалов, что было ясно видно из счёта, который принёс нам официант, однако по непонятной причине итог европейскими арабскими цифрами был увеличен в десять раз, то есть до примерно двух миллионов риалов. Произведя подсчёты, мы решили не поддаваться на вольную или невольную провокацию и заплатили меньшую из двух сумм, что не встретило ни малейшего возражения.

Выйдя из гостиницы, мы решили немного побродить по бульвару Керим-хана (рис. 7.39). Вчера нам некогда было обращать внимание на то, что творилось на улице, главное было просто заселиться, но сегодня... мама дорогая! Положим, что на улице много народа — это неудивительно, но откуда берутся многочисленные уличные торговцы? И как ведётся торговля? Ведь эти люди в большинстве случаев выкладывают свой нехитрый товар буквально на простыни, расстеленные на тротуаре! И ещё одна деталь привлекла наше внимание: множество арабов, легко узнаваемых по характерным белым одеждам.

Всё, хватит, сказали мы, дойдя до центральной площади, взяли такси и отправились на автовокзал. На автовокзале нас ждала ещё одна неожиданность: спящие люди. Можете ли вы себе представить, чтобы в России прилично одетые люди, ждущие своего автобуса и просто нуждающиеся в том, чтобы переночевать, мирно спали на лавках, а то и вовсе на картонке у вокзала, и чтобы их никто не тревожил? Здесь же это, похоже, в порядке вещей. Впрочем, удивляться нам было некогда: очень скоро началась посадка. Как водится, у нас были билеты на места непосредственно за водителем, однако уже в автобусе к нам обратилась женщина с малолетней девочкой с просьбой поменяться с ними местами, потому что девочке очень хотелось смотреть вперёд. Как оказалось, на «непередних» местах сидеть даже удобнее: можно без проблем вытянуть ноги. В конце концов мы все устроились и автобус отправился. Поспать, правда, толком не удалось, потому что водитель считал своим долгом всю ночь показывать иранские фильмы, один из которых мы, кажется, уже видели в автобусе из Тегерана в Мешхед.