5. Второе мая. В Йезде (продолжение)5.1. Прогулки по Старому городуУтром в гостинице нас ждал «шведский стол», который оказался вполне традиционным для Ирана: невероятных размеров лепёшки, джем, масло и аналогичные блюда. За завтраком мы почти не увидели иностранцев: львиную долю постояльцев гостиницы составляли иранцы. Позавтракав, мы заскочили в номер, взяли необходимые вещи и отправились гулять по Йезду. В первой половине дня мы наметили пройтись по Старому городу, ориентируясь на маршрут, рекомендованный Lonely Planet. Начали мы с центральной площади, где уже побывали вчера. Там мы зашли в Музей воды, оказавшийся довольно любопытным (рис. 5.1). У меня особый интерес вызвали многочисленные схемы и макеты подземных водоснабжающих каналов — кяризов (по-персидски قنات qanât), которые до сих пор широко используются в Иране, а также принципы организации «зон отдыха» в подвальных этажах жилых домов, где граждане имущих классов спасались в летнее время от жары (рис. 5.2). После музея мы зашли в банк немного севернее по улице Имама Хомейни, где поменяли деньги; по пути мы прошли мимо магазина с европейскими свадебными платьями в витринах, на этот раз рассчитанными уже на взрослых тётенек (рис. 5.3). Ну а затем, пройдя мимо нашей вчерашней знакомой — Пятничной мечети — мы начали углубляться в Старый город. Он, конечно, очень своеобразен: сложная система узких улочек и переходов, высокие глинобитные стены, бадгиры — ветроуловители (рис. 5.4), куполообразные хранилища льда (рис. 5.5) — и почти полное отсутствие пешеходов (последнее, впрочем, с лихвой компенсируется обилием мотоциклистов, с бешеной скоростью мчащихся во все стороны). Путеводитель уверял нас, что в Старом городе очень легко заблудиться, что подтвердилось лишь отчасти: соотнести линии на карте в путеводителе и реальную обстановку нам удавалось не всегда, однако общее направление мы держали твёрдо и очень скоро добрались до первой «остановки» — музея монет Хейдарзаде (рис. 5.6). Название несколько вводит в заблуждение: в экспозиции музея представлены самые разнообразные артефакты различных исторических эпох, начиная от монет эпохи тех самых монет Ахеменидов и заканчивая непонятно как попавшей в Иран газовой плитой на манер примуса (рис. 5.7); представлены также банкноты шахского времени всех номиналов и выпусков (рис. 5.8). В России подобное заведение назвали бы краеведческим музеем. Вдоволь наразглядывавшись разных интересных предметов, мы вышли из музея и с небольшими трудностями добрались до площади (рис. 5.9), на которой находились пресловутые Александровская тюрьма (рис. 5.10), вопреки названию, построенная вовсе не Александром Великим, и Гробница двенадцати имамов. Вспомнив предостережения наших знакомых, побывавших в Иране за несколько месяцев до нас, мы решили не тратить время на посещение этих сооружений по причине их малоинтересности и, сфотографировав припаркованную на площади машину с чехлами передних кресел с изображениями девушек (рис. 5.11) неопределённой степени раздетости, направили стопы к расположенному неподалёку дому Лари — хорошо сохранившемуся жилому комплексу эпохи Каджаров, ныне превращённому в музей (рис. 5.12). Буду неоригинален: меня, как и многих других туристов, больше всего заинтересовала «зеркальная» комната с европейскими женскими портретами на стенах (рис. 5.13). Выбраться из Старого города оказалось сложнее, чем войти в него. Двигаясь на запад, мы отклонись от пути, рекомендованного путеводителем, к северу, что сильно удлинило наш путь. Однако время оказалось потрачено не напрасно, и нам удалось сделать несколько удачных снимков (рис. 5.14, 5.15), среди которых особое место занимает фотография вполне современной детской площадки, разбитой на явно расчищенном участке посреди исторических зданий (рис. 5.16). 5.2. Сады Довлет-Абад, зороастрийский храм и восточные кварталы Старого городаВыйдя из Старого города, мы отправились в гостиницу. На пути туда мы зашли в кафе и выпили несколько стаканов свежевыжатого сока. Отдохнув где-то с час, мы пешком отправились в сады Довлет-Абад, разбитые в середине XVIII века. На территории, помимо собственно сада (рис. 5.17), бо́льшая часть которого перегорожена, находится небольшой очень красивый павильон (рис. 5.18) с резными решёткам на окнах (рис. 5.19), витражами, фасетчатой отделкой потолка (рис. 5.19) и очень высоким бадгиром (воссоздан в 1960-е после обрушения). Этот бадгир вызывает закономерный интерес у всех туристов; поскольку доступ к камере в основании бадгира открыт, то, встав в центре, можно ощутить сильное дуновение. Поднявшись, вернее вскарбкавшись на второй этаж (рис. 5.21), можно обнаружить граффити, оставленные местной публикой. Последним пунктом «обязательной программы» в Йезде должен быть стать зороастрийский храм, расположенный на той же улице Шахида Раджаи, что и сады Довлет-Абад, но в противоположной стороне от центра города. Мы долго думали, брать нам туда или не брать такси, и в конце концов решили идти пешком. По пути мы повстречали массу интересных вещей: магазин Part Manto, в котором, как и следовало из названия, продавались дамские манто целиком и по частям (рис. 5.22); плакат с изображением молодых людей из местных футбольных команд (рис. 5.23); и, наконец, сахарные головы устрашающих размеров (рис. 5.24). К сожалению, вход в зороастрийский храм оказался закрыт; во всяком случае, столь привычного «тикет-офиса» мы не обнаружили, а лезть на рожон не было никакого смысла, и мы ограничились фотографированием зороастрийского храма с балкона здания на противоположной стороне улицы (рис. 5.25). Спустившись обратно на первый этаж, мы с удивлением обнаружили, что стоим у входа в кинотеатр (рис. 5.26); тем не менее, в кино мы не пошли, а вместо этого решили ещё раз пройтись по Старому городу, на этот раз заходя в него не с центра, а с востока (рис. 5.27). Восточные кварталы старого города оказались намного более запущенными, чем центральные и западные. Огромное количество домов покинуто и постепенно разрушается (рис. 5.28). Но что совсем удивительно: посреди этих развалин то здесь, то там встречаются обитаемые здания (рис. 5.29). Как люди живут в таких условиях — сложно понять. Александр, опасаясь за мою жизнь, строго запретил мне сходить с дорог и лазить по крышам глинобитных домов, хотя удержаться от такого соблазна было очень тяжело. Уже темнело, когда мы второй раз за день пересекли Старый город и вышли с его западной стороны. Пройдя мимо объявления о «русскоязычном гиде», мы внезапно осознали, что очень хочется кушать, и спешно зашли в первую попавшуюся под руку гостиницу, по внешнему виду явно рассчитанную на интуристов. Чинно усевшись за столом, мы сделали заказ (очередной набор кебабов) и стали ждать, когда нам принесут еду. К сожалению, мы не знали главного: как раз в это время ожидалось прибытие группы итальянских туристов, и нести нам еду до их прихода никто явно не спешил. Ситуацию усугублял сильный холодный ветер, некстати разыгравшийся после захода солнца. Лишь когда мы уже были готовы встать и уйти, нам принесли наши законные кебабы с рисом, которые были нами съедены на удивление быстро. Расплатившись, мы отправились в нашу гостиницу, где быстро легли спать: завтра предстоял большой день. К слову сказать, гостиничный шампунь назывался «Иван» (рис. 5.30). |