1. Двадцать восьмое апреля. Вылет из Москвы. Тегеран1.1. Вылет из ШереметьеваИтак, утром 28 апреля 2009 года мы прибыли в аэропорт Шереметьево, откуда отправлялся наш самолёт рейса IR 742 Москва — Тегеран. Последний раз я был в Шереметьево в 2005 году и обратил внимание на изменения к худшему. Я имею в виду площадь перед терминалом: это ж надо было додуматься перегородить её железнодорожной станцией! Если раньше после последнего поворота открывался вид на выразительное здание терминала «Шереметьево 2», то теперь всё, что мы видим — это уродливое здание станции. Впрочем, перегораживать площади разного рода эстакадами стало в Москве уже своего рода традицией, так что не будем об этом. Таможенный контроль, регистрацию на рейс и паспортный контроль мы прошли без особенностей. Предполётный же досмотр в Шереметьево проводится по новомодной технологии: с помощью микроволновых сканеров, работающих в миллиметровом диапазоне длин волн. Процедура следующая: «подопытный» заходит внутрь вертикального цилиндра и поднимает руки, а затем блок сканирующих устройств делает неполный оборот по периметру этого цилиндра. Западные СМИ в основном озабочены тем, что это чудо-устройство позволяет «раздевать» людей... однако мы прошли данную процедуру столь же кротко, как и все остальные. Ожидая начала посадки в самолёт, погуляли по дьюти-фри в транзитной зоне и поразились дороговизне. Сам полёт прошёл нормально. Самолёт — обыкновенный Ту-154М, из «иранского» — только специфическая форма у стюардесс: чёрная и полностью закрывающая волосы. Кормили нас неплохо: салатик, кекс, булочки, на горячее куриное блюдо с картофельным гарниром, йогурт, а запивать всё это полагалось «национальным иранским» напитком — «Зам-зам-колой». 1.2. Аэропорт имени имама ХомейниПриземлились мы в этом аэропорту без неожиданностей, и уже при приземлении обратил на себя ландшафт: песок, песок и ещё раз песок, лишь местами разбавленный зелёными насаждениями (рис. 1.1). Посадочные рукава в аэропорту есть, но по неизвестным причинам нас везли от самолёта до здания аэропорта на автобусах. После попадания внутрь аэропорта иранцы быстро прошли паспортный контроль, в то время как мы и ещё несколько россиян занялись получением визы по прибытии. Процесс получения визы следующий: в окошке дают анкетку из нескольких пунктов, ты её заполняешь, затем оплачиваешь в соседнем окошке, где сидит банковский работник, визовый сбор (50 евро) и протягиваешь анкетку и квитанцию об оплате, а также паспорт в первое окошко (во многих источниках указывается, что также нужны две фотографии и подтверждение наличия билета на обратный выезд, однако этих документов у нас никто не спросил). Через какое-то время выкрикивают твоё имя и отдают паспорт; мы ждали полчаса. В визе указывается твоё имя, записанное по-персидски; все сроки в визе обозначаются как по григорианскому, так и по иранскому календарю. Нужно сказать, что иранцы напортачили с моей фамилией: она у меня двойная, однако записана была почему-то только первая её часть. На мои вопросы иранцы только отмахнулись: мол, это не имеет никакого значения. После получения визы мы быстро прошли паспортный контроль, забрали вещи (их уже выложили с багажной ленты) и прошли мимо откровенно скучающих таможенников, которые запретили нам выкладывать вещи на траспортёр интроскопа и сказали, чтобы мы проходили так. Здесь уместно сказать несколько слов о сотовой связи в Иране. Уже до поездки мы знали, что для абонентов предоплаченных тарифных планов «Мегафона» роуминг в Иране закрыт; однако телефоны с SIM-картой «МТС» должны были работать при наличии соответствующих подключённых услуг. Тем не менее, за всю поездку мой телефон с «симкой» от МТС смог зарегистрироваться в иранской сети только один или два раза. К счастью, в зоне прилёта аэропорта стоят специальные будки с бесплатным доступом в интернет, откуда мы смогли отправить сообщения в Москву о нашем успешном прилёте. В нетранзитной зоне аэропорта мы без проблем поменяли валюту (кстати, что курсы валют в Иране в разных обменниках очень близки) и затем, воспользовавшись помощью девушки, сидевшей под вывеской «Такси», взяли машину до гостиницы. Как мы поняли, функция девушки заключалась в «отводе за ручку» иностранных гостей к таксистам и объяснении последним, куда нужно ехать; однако у нас в гостиничном ваучере даже не был указан адрес, так что нам пришлось искать её в центральном Тегеране (рис. 1.2) едва ли не вместе с таксистом. От аэропорта до города ехать около 30 километров. Уже тогда мы обратили внимание на то, что Тегеран окружён горами, что представляет собой очень красивое зрелище. Среди этих гор я опознал вулкан Демавенд, о чём спросил у таксиста — тот ответил мне утвердительно. 1.3. Гостиница ParastoНаша гостиница в Тегеране называлась Parasto, и туда мы прибыли, когда уже почти стемнело. В гостиницу мы заселились без особых проблем, если не считать того, что я ухитрился засунуть свой паспорт в задний карман штанов и долго его искал прямо на стойке администратора. Номер произвёл на нас благоприятное впечатление; особой обшарпанности мы не заметили, всё чистое и сравнительно новое. Мы сильно устали с дороги и поэтому, заселившись в номер, в этот день никуда не выходили, а достаточно быстро легли спать. |